Эксперт Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А. Б. Соловьева НИУ ВШЭ Александр Бурков рассказывает, что действующие на сегодняшний день механизмы реализации мер национального режима представляют собой сложную систему, на необходимость оптимизации и унификации которой неоднократно указывали в правительстве. Унификация этих мер осложнялась тем, что предоставление национального режима при закупках для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) регулируется по-разному.
В первом случае вопросы предоставления нацрежима регламентированы законодательством о контрактной системе и подзаконными нормативно-правовыми актами с учетом положений международных договоров РФ. Во втором случае регулирование осуществляется с учетом 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также международных договоров РФ, включая ВТО, СНГ. «Реализация планов правительства по унификации правил предоставления национального режима без приведения этих правил к «общему знаменателю» невозможна»,— отмечает Александр Бурков.
Согласно 223-ФЗ, сейчас правительство вправе установить приоритет, минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ и услуг (утверждены постановлениями правительства от 16 сентября 2016 года №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг» и от 3 декабря 2020 года №2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения»). Однако реализация механизма «импортозамещения в 223-ФЗ» в действующей редакции нормативной базы крайне затруднена. Как объясняет Александр Бурков, приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. «То есть все страны, подписавшиеся под соглашением Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров ВТО в 1994 году, должны соблюдать режим равного благоприятствования допуску импортных товаров на свой внутренний рынок. Закупок для государственных и муниципальных нужд данное соглашение не касается»,— объясняет он.
В одобренном для внесения в Госдуму законопроекте прямая ссылка на ГАТТ исключена. Вместо этого предлагается следующая конструкция: запреты, ограничения и условия допуска продукции иностранного происхождения «не могут быть приняты в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, выполняемой, оказываемой лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, если РФ с таким иностранным государством заключен международный договор, предусматривающий предоставление таким товарам, работам, услугам национального режима. При этом такие меры могут быть приняты в случаях, при которых международным договором допускается возможность непредоставления национального режима».
По мнению Александра Буркова, речь может идти о предоставлении национального режима отдельным странам. Что касается исключений из генерального соглашения ГАТТ от 30 октября 1947 года, то они выглядят следующим образом. П. 8 ст. III Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования: «Положения настоящей статьи не применяются к законам, правилам или требованиям, регулирующим закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи».
Таким образом, предлагаемый законопроект действительно унифицирует правила национального режима, а также устанавливает более гибкие и расширенные инструменты, в том числе учитывающие возможности международных договоров РФ (не только ЕАЭС, но и ВТО, СНГ). «В этих условиях формулировка нового законопроекта расширяет возможность для изъятий и позволит реагировать на экономическую ситуацию и обеспечивать существующие потребности»,— считает эксперт.