Импорт не пойдет в обход

Таможне поручено бороться с серыми поставками через страны ЕАЭС

Увеличение плана таможни по перечислениям в бюджет в этом году потребует усиления таможенного администрирования и дополнительных мер по «мобилизации» поступлений в казну, заявил на коллегии ФТС глава Минфина Антон Силуанов. Изыскивать новые средства в ведомстве предлагают за счет борьбы с серыми схемами поставок автомобилей, оборудования и электроники в РФ через другие страны ЕАЭС — в таком случае падают сборы косвенных налогов (НДС), а также возникают риски занижения таможенной стоимости. Объемы импорта, с которого и планируется взимать растущую долю пошлин, впрочем, уже снижаются — в начале года он оказался на 6–7% ниже, чем год назад. При этом из общего объема администрируемых ФТС доходов в этом году выпали поступления от нефтяных пошлин, что потребует дополнительного увеличения обложения импорта.

По итогам 2023 года таможня перечислила в бюджет 6,6 трлн руб., это выше плана на 2,5%, сообщил в четверг глава Минфина Антон Силуанов на годовой коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС). Прогнозное задание по перечислениям ФТС в бюджет на этот год, по его словам, «достаточно амбициозное» — более 7 трлн руб., но выполнить его помогут усиление мер таможенного администрирования и разработанные совместно с таможней «предложения по мобилизации возможностей поступления доходов в казну».

Речь идет о борьбе с серым ввозом товаров на российский рынок через другие страны ЕАЭС — в союзе действует единое таможенное пространство, таможенный контроль при пересечении внутренних границ не проводится.

«Службой были выявлены схемы ухода от налогообложения (в первую очередь косвенными налогами) при перемещении товаров из ЕАЭС в адрес не осуществляющих реальную хозяйственную деятельность российских компаний — количество товаров, ввозимых таким образом, растет, НДС мы недополучаем, для этого нужен заслон»,— пояснил Антон Силуанов. Усилить предлагается и работу мобильных групп таможенников — они будут чаще проверять поставки высокомаржинальных товаров, включая автомобили, оборудование и электронику.

Помимо этого, Минфин призывает бороться с занижением таможенной стоимости для реализации в РФ товаров, проходящих оформление в странах «пятерки», для этого в ведомстве предлагают создать механизм по контролю за применением единых индексов таможенной стоимости: без него невозможно применять и единую систему управления рисками.

Проблемы возникают и при различной классификации товаров — ввоз одних и тех же товаров может проводиться по разным кодам товарной номенклатуры. В ЕЭК уже сообщили, что стоимостные индикаторы определены для 90% товарных позиций, страны также готовят единый стандарт совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, в том числе за счет унификации подходов к системе управления рисками.

Заметим, объявленное ужесточение подходов к таможенному администрированию меняет позицию, которой служба придерживалась в последние два года, когда основной задачей было объявлено облегчение импортных поставок на фоне санкционных ограничений и расширение пропускной мощности погранпереходов на фоне переориентации товаропотоков с запада на юг и восток.

Читать также:  Объем торговли Китая с Россией за первый квартал вырос на 5,2%

Увеличение же поставок через страны «пятерки» во многих случаях являлось вынужденной мерой из-за ограничений на прямые поставки в РФ (экспорт в страны ЕАЭС, к примеру, нарастили почти все европейские страны).

«Таможня не допустила падения торговли значимыми товарами»,— заметил врио главы ФТС Руслан Давыдов, указав, что объем льгот для участников ВЭД в рамках принятых правительством мер составил 1,65 трлн руб. за два года, в том числе в 2023 году — 530 млрд руб. Грузооборот внешней торговли, судя по данным доклада, сократился в прошлом году всего на 0,3%, но в деньгах падение было более значительным — минус 16,2%, при этом экспорт сократился на 28,3%, импорт вырос на 11,7% (в тоннах объем поставок за рубеж снизился на 1,3%, импорт же вырос на 7,9%). Перевыполнению же плана по поступлениям в бюджет способствовало в первую очередь увеличение сборов от импорта — они оказались на 27% выше прогноза (суммарные поступления превысили уровень 2022 года на 401 млрд руб.). По экспорту, напротив, служба недосчиталась 1,14 трлн руб., выпавших из-за остановки поставок газа по трубопроводу «Северный поток».

В этом году доля импортных пошлин в общем объеме поступлений будет еще выше из-за завершения налогового маневра.

«Мы теперь пошлину от нефти и нефтепродуктов вообще не получаем, экспортные доходы продолжают снижаться — гибкие пошлины носят несущественный объем и никак не восполняют потери (в виде пошлин) от налогового маневра»,— пояснил Руслан Давыдов. Объемы импорта в начале 2024 года оказались на 6–7% ниже прошлогодних, снижение по весу было небольшим, по стоимости — больше, все флуктуации связаны с ценами на энергоносители, оценил он.

Таможня усилила контроль ввозимых из-за рубежа грузов

В январе, по данным службы, оборот российской торговли сократился в годовом выражении на 12,8%, до $48,7 млрд, в том числе экспорт снизился на 14,2%, до $28,7 млрд, а импорт — на 10,6%, до $20 млрд. Ситуацию с платежами в ФТС пока оценивают как «напряженную, но неплохую» — объем поступлений с начала года составил 1,4 трлн руб., но на помесячную динамику торговли в эти месяцы большое влияние оказывает китайский Новый год, и поставки снижаются с лагом: в прошлом году спад был заметен в феврале, в этом — в начале марта, пояснил господин Давыдов. Более ясно тенденция будет видна к концу мая, предположил он.

Татьяна Едовина