Одна из версий двух подряд аварий на МКС, в результате которых произошла разгерметизация российских космических кораблей «Прогресс МС-21» и «Союз МС-22» — человеческий фактор, то есть нарушение технологии производства при их сборке, использование недостаточно прочных материалов, либо наличие проблем в самой конструкции этих аппаратов. Такую версию выдвинули эксперты в разговоре с aif.ru.
Разгерметизация грузового корабля «Прогресс МС-21» 11 февраля 2023 года — второй подобный инцидент за неполные два месяца. В прошлом декабре похожее ЧП имело место с «Союзом МС-22»: тогда была обнаружена разгерметизация системы терморегулирования.
Как сообщил гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов, расследование ЧП с «Союзом» пришло к выводу, что радиатор системы охлаждения был поврежден в результате удара извне: причиной официально назвали удар случайного метеороита в корпус корабля. Такую же причину при расследовании обеих нештатных ситуаций рассматривают и в случае с «Прогрессом».
Однако окончательных выводов по поводу «Прогресса» эксперты еще не сделали. По словам главы «Роскосмоса», сейчас принимаются меры, которые позволят добраться оптикой и сфотографировать место возможного нарушения внешней обшивки — что может подтвердить версию о метеорите или элементе космического мусора. Тем временем проверяется весь технологический процесс создания этих кораблей, в том числе и системы терморегулирования, которую собирают в РКК «Энергия».
Из-за отсутствия ясности с причиной обеих аварий старт с МКС «Союза МС-23», который должен забрать с орбиты трех космонавтов, отложен на первую декаду марта. Крайний срок пуска по технологическим причинам — конец марта.
Версии внешнего механического повреждения (удар метеорита) и заводского брака, нарушения технологии сейчас равнозначны, — считает историк космонавтики, писатель Александр Железняков: «Вряд ли разгерметизацию стоит списывать на какие-то конструктивные ошибки. Ведь такие корабли летают в космос уже давно. Не исключено, что это был метеорит, однако корпус космического корабля достаточно прочен: пробить его и метеоритный экран, который закрывает корпус, способно лишь небесное тело размером не меньше 4-5 мм. Два таких случая подряд крайне маловероятны».
«Причина разгерметизации двух кораблей — это конечно, не ошибка и не проблема в конструкции. И, скорее всего, не метеорит, — говорит инженер-конструктор космических аппаратов Сергей Александров. — О метеорите можно было бы говорить, если бы дыра была одна или их было несколько в течение очень небольшого промежутка времени — буквально минуты-две, и с одного борта станции. Но когда появляются дыры с интервалом в два месяца, в одной системе кораблей одной модели, выпущенных на одном заводе — значит, однозначно искать надо там. Корабли с такой конструкцией радиаторов летают уже больше 50 лет. У них было множество различных отказов, но именно в этой системе — ничего. Значит, причина разгерметизации — элементарный заводской брак. Либо какое-то очень грубое нарушение технологии при перевозке корабля или подготовке его к запуску. Которое случилось, допустим, при установке аппарата на ложемент для перевозки. Скорее всего, все произошло либо на “Энергии”, либо на космодроме — где, возможно, имел место грубый удар при перегрузке аппарата с места на место».