«Русским офшорам» добавили привлекательности

Принят закон о донастройке режима САР

Госдума приняла закон, дополнительно смягчающий условия переезда компаний в специальные административные районы (САР) за счет расширения способов инвестирования средств возвращающегося из иностранных юрисдикций бизнеса для получения полагающихся в «русских офшорах» налоговых льгот. Помимо прямых вложений в инфраструктуру международные холдинговые компании (МКХ) теперь смогут просто пожертвовать принимающему региону средства для ее строительства либо передать ему свое движимое имущество.

Госдума вчера сразу во втором и третьем чтениях одобрила законопроект, продолжающий настройку режима спецадминрайонов на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде, которые создавались для возвращения капиталов в Россию. Документ, внесенный весной группой сенаторов, вводит дополнительные инструменты инвестирования для получения налоговых льгот. Сейчас для получения преференций (это, в частности, льготные налоговые ставки на дивиденды, проценты и роялти в размере 5% по полученным и 10% — по выплаченным доходам) международные холдинговые компании должны вложить не менее 300 млн руб. в год в инфраструктуру региона, где расположен САР, обзавестись офисом от 50 кв. м и иметь в штате не менее 15 сотрудников.

Согласно принятому закону, помимо вложений в инфраструктуру резидент теперь может осуществить необходимые инвестиции, передав региону или муниципалитету движимое имущество, в частности, оборудование и машины (кроме легковых). Другой вариант — пожертвования региону или организации, созданной властями для поддержки строительства или реконструкции инфраструктурных объектов. Компании могут выбрать один или несколько вариантов — у региона есть месяц на согласование предложения или мотивированный отказ. Также несколько смягчены требования к фактическому присутствию в САР — наличие офиса и штата будет оцениваться не на момент регистрации (что весьма затруднительно), а на дату получения доходов в течение первого налогового периода. При этом возможность использовать офисы вне САР, но в пределах Калининграда и Владивостока продлевается на два года — до 2028 года.

Ко второму чтению проект пополнился послаблениями в части применения налоговых льгот компаниями, зарубежные структуры которых находятся в странах из «черного списка» офшорных зон Минфина. Напомним, это список был расширен с 40 до 91 страны за счет включения в него всех «недружественных» стран и начнет применяться с 2024 года (см. “Ъ” от 19 июня). В случае его применения МХК теряют часть льгот, например, право на нулевую ставку по налогу на прибыль при реализации акций или долей в иностранных компаниях. В связи с этим устанавливается переходный период на 2024–2026 годы, в течение которого для применения льгот будет применяться спецперечень офшоров (аналогичный тому, что был до расширения, то есть перечисляющий 40 стран).

Как отмечает партнер группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования и реструктуризации Kept Александр Токарев, «новый закон в какой-то степени упрощает жизнь МХК с точки зрения инвестирования для получения налоговых льгот — теперь таким компаниям не нужно будет, например, строить инфраструктурные объекты и передавать их региону, можно пожертвовать необходимую сумму, а регионы уже самостоятельно решат, как ее потратить».

Читать также:  Индекс Мосбиржи упал ниже 2900 пунктов впервые с июля 2023 года

Руководитель налоговой практики NSV Consulting Анастасия Васильева считает, что изменения не приведут к резкому росту числа резидентов САР, поскольку интерес к этому режиму связан в основном не с льготами, а текущими политическими реалиями. При этом, подчеркивает эксперт, поправки в части применения спецперечня Минфина фактически «дают МХК два года, чтобы избавиться от акций «недружественных» компаний без налоговых последствий,— бизнес просил дать переходный период, поскольку времени явно недостаточно, чтобы подготовить свои структуры к новым условиям».

Какие еще новеллы появились в законе

В 2022 году становиться резидентами САР было разрешено не только зарубежным, но и российским компаниям (см. “Ъ” от 17 февраля 2022 года). С принятием поправок возможности их переезда из городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) будут ограничены. Сейчас они могут не отпустить компанию, вклад которой в поступление налога на прибыль составляет 1%. Поправками этот показатель снижается до 0,1%. Вместе с тем для остальных организаций, которые не являются столь значимыми налогоплательщиками, сокращается время, за которое необходимо предупредить «родной» регион (касается это уже любых субъектов) о «переезде»,— с полугода до месяца.

Эти изменения юристы оценивают неоднозначно. Как отмечает партнер группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования и реструктуризации Kept Александр Токарев, САР востребованы больше для редомициляции иностранных компаний, особенно из европейских юрисдикций (в первую очередь Кипра). Партнер налоговой практики «ТеДо» Галина Науменко, напротив, отмечает интерес ряда российских компаний к этому режиму, но полугодовой срок «делает этот вариант почти нерабочим». Впрочем, добавляет руководитель налоговой практики NSV Consulting Анастасия Васильева, ограничения для городов федерального значения уменьшат количество желающих переезжать, поскольку властям нет особого смысла отпускать налогоплательщиков.

Одновременно с этим ко второму чтению в тексте закона появились и положения, касающиеся сделок по передаче российским бенефициарам в прямое владение акций и долей в экономически значимых организациях (ЭЗО) — в рамках исключения из цепи владения ими иностранных холдинговых компаний. Напомним, речь идет о компаниях, которые соответствуют одному из критериев: годовой объем выручки — более 75 млрд руб., стоимость активов — более 150 млрд руб., штат сотрудников — свыше 4 тыс. человек, работа компании в критических отраслях, а также соответствующая доля прямого или косвенного участия российских бенефициаров в иностранном холдинге (по общему правилу — более 50%; см. “Ъ” от 13 ноября). Согласно принятому закону, планируется обеспечить налоговую нейтральность таких сделок — в частности, они не будут облагаться НДФЛ и налогом на прибыль, в том числе и в случае передачи активов не на имя бенефициара, попавшего под санкции, а на иное лицо. По словам Анастасии Васильевой, это важные изменения, направленные на оказание поддержки ЭЗО и на нивелирование неблагоприятных последствий, с которым столкнулись российские бенефициары российских активов, структурированных через иностранные прослойки.

Евгения Крючкова

Евгения Крючкова