Премьеры прошлись по коридорам

Михаил Мишустин и Ли Цян провели переговоры

В Москве в среду прошла 29-я регулярная встреча глав правительств России и Китая, на которой премьер-министр РФ Михаил Мишустин и премьер Госсовета КНР Ли Цян обсудили ход торгово-экономического сотрудничества и подписали ряд документов. Отмечалось, что товарооборот между странами в этом году продолжил расти, хотя и меньшими темпами, чем в рекордном 2023-м. Премьеры поговорили о наращивании поставок газа и сельхозпродукции из РФ в КНР, о выстраивании транспортно-логистических коридоров, а также обновили план российско-китайского инвестиционного сотрудничества.

Первый официальный визит Ли Цяна в Россию в качестве премьера Госсовета КНР (занял этот пост в марте 2023 года) состоялся в рамках 29-й встречи глав правительств двух стран. Этот формат предполагает ежегодные очные встречи премьеров (перерыв случился в пандемию, когда общение состоялось в виде видеоконференции) для обсуждения текущих вопросов двустороннего сотрудничества. Как выразился вчера Михаил Мишустин, такие переговоры «позволят сверить часы по ходу исполнения достигнутых договоренностей».

По словам Ли Цяна, «продолжается рост торговли, инвестиций двух стран, наращивается качество и объем энергетического сотрудничества, динамично развивается сотрудничество в таких областях, как транспорт, наука, технологии, космос, авиация».

Премьеры напомнили о досрочном достижении цели по товарообороту в $200 млрд к 2024 году — уже по итогам 2023-го показатель составил $228 млрд (рост на 23%).

Относительно этого года данные о торговле у сторон расходятся. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко на днях сообщал, что в первом полугодии положительная динамика сохранилась, хотя темпы существенно отстают от прошлогодних — объем взаимной торговли вырос на 4,8%, до $113 млрд (официальной статистики по странам российская таможня давно не раскрывает). По данным же Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, рост торговли с РФ за полугодие составил 1,8% (до $117 млрд), а за семь месяцев — 1,6% ($137 млрд). Отметим, что такие темпы прироста оборота ниже, чем у торговли Китая со всем миром в целом (плюс 3,5% по итогам января—июля).

По словам Михаила Мишустина, доля национальных валют двух стран во взаимных расчетах сейчас составляет 95%. Впрочем, как известно, с проведением этих платежей сейчас не все гладко — предприниматели сообщают о задержках зачисления и даже о возврате денег (см. “Ъ” от 29 июля). Накануне переговоров премьеров Дмитрий Чернышенко говорил о том, что страны работают над «расшивкой узких мест» во взаиморасчетах. Отметим, что, по оценке Российского фонда прямых инвестиций, после устранения препятствий у КНР и РФ есть потенциал для удвоения товарооборота к 2030 году.

Читать также:  Минфин и Минторг США предложили Конгрессу запретить инвестиции в высокие технологии других стран

Премьеры прошлись по коридорам

Основные товары российского экспорта в Китай известны. У России, отметил Михаил Мишустин, «лидирующие позиции по экспорту нефти в Китай»: «В скором времени выйдем на первое место по природному газу». По данным ГТУ, за январь—июль РФ поставила в Китай 62,5 млн тонн нефти на $37,3 млрд. Это на 3% выше, чем за такой же период прошлого года, в физическом объеме и на 14,5% — в стоимостном. По газу отмечается наращивание поставок по «Силе Сибири» (в 2023 году — в 1,5 раза, до 22,7 млрд кубометров). Проект газопровода «Сила Сибири-2» из России в Китай через территорию Монголии находится «в высокой степени готовности», сообщила вчера официальный представитель МИД РФ Мария Захарова; его практическая реализация начнется после согласования цен и объема поставок. Впрочем, китайские СМИ — газета The South China Morning Post со ссылкой на источники сообщает, что переговоры поставлены на паузу из-за того, что стороны не могут договориться о стоимости газа: Пекин хочет получать сырье по новому газопроводу по $60 за тысячу кубометров, то есть по цене внутреннего рынка РФ.

Премьеры публично о «Силе Сибири-2» не говорили, но обсудили темы наращивания экономического взаимодействия.

Михаил Мишустин отметил необходимость продолжения выстраивания транспортно-логистических коридоров и важность совместного использования возможностей Северного морского пути. В этой сфере члены делегаций вчера подписали меморандум о взаимопонимании по оказанию содействия применению высокоавтоматизированных транспортных средств при осуществлении трансграничных перевозок грузов. Также достигнуты договоренности по применению механизма «единого окна» таможенных служб РФ и КНР.

Как Россия и Китай условились вместе противодействовать угрозам со стороны США

Стороны обновили план инвестиционного сотрудничества двух стран — он заменит аналогичный документ еще 2009 года. Как пояснил глава Минэкономики РФ Максим Решетников, «обновленный документ поможет странам увеличить количество совместных инвестпроектов». Сейчас профильная межправительственная комиссии курирует 86 крупных проектов на сумму примерно $200 млрд в сырьевой отрасли, газохимии, сельском хозяйстве, автомобилестроении, сфере производства бытовой техники, а также в строительстве транспортной и логистической инфраструктуры. Ранее первый вице-премьер Денис Мантуров сообщал, что обновленный план инвестиционного сотрудничества будет включать более 60 инициатив с объемом заявленных инвестиций в $138 млрд.

Евгения Крючкова, Вадим Вислогузов