Креатив подсчитан и сгруппирован

Минэкономики сформировало перечень видов творческого бизнеса

Минэкономики сформировало предварительный перечень креативных видов деятельности. Он необходим властям для оказания точечных мер поддержки этому сектору ради достижения цели увеличения его вклада в российский ВВП с 3,5% до 6% к 2030 году. В проекте перечня — 51 вид творческой деятельности, сгруппированный по 16 направлениям. Эксперты отмечают, что перечень можно считать базой для дальнейшей доработки, и говорят о необходимости его расширения.

“Ъ” ознакомился с проектом приказа Минэкономики об утверждении перечня креативных индустрий. Список составлен в соответствии с действующим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). В нем 51 вид деятельности, сгруппированный в 16 направлений. Это «Народные художественные промысла и ремесла», «Арт-индустрия», «Культурное наследие», «Отдых и развлечения», «Мода» (включая ювелирное дело), «Книжное дело», «Исполнительские искусства», «Кино, телевизионные программы и фильмы», «Программное обеспечение», «Видеоигры», «Медиа и СМИ», «Реклама и пиар», «Дизайн», «Архитектура и урбанистика», «Гастрономия» и «Музыка».

Отметим, что на такой же весьма широкий перечень (от пошива нательного белья по индивидуальному заказу до деятельности композиторов) ориентируется Росстат, когда рассчитывает долю творческих индустрий в ВВП (см. “Ъ” от 12 января 2024 года). Отличия от списка Минэкономики есть, но нерадикальные — некоторые виды деятельности включены министерством в состав иных направлений, общее число последних увеличено с 13 до 16.

Перечень — один из подзаконных актов, которые должны появиться в развитие вступившего в силу с 5 февраля закона о креативных индустриях. В составлении списка принимают участие в том числе и регионы (закон передает вопросы господдержки «креатива» в ведение субъектов РФ). Как отметила замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова, на основе перечня будут идентифицироваться профильные организации и индивидуальные предприниматели. Это позволит сектору работать более прозрачно, а государству даст возможность отслеживать тенденции развития и целевым образом настраивать меры поддержки.

Поясним, что точечной помощью власти рассчитывают увеличить долю «творческого» бизнеса в экономике РФ. Согласно утвержденной правительством еще в 2021 году Концепции развития творческих индустрий до 2030 года, их вклад в ВВП должен вырасти до 6%. В 2023 году, по данным Росстата, этот показатель составлял 3,5% (см. “Ъ” от 5 июля 2024 года).

Читать также:  «В Россию деньги заводить никто не торопится»

По словам директора центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгения Куценко, подготовленную группировку видов деятельности можно рассматривать как базовую для дальнейшего обсуждения. «Пока она не в полной мере учитывает результаты имеющихся исследований, практической работы регионов и позицию самих креативных индустрий, а также не вполне корреспондирует с положениями закона»,— отмечает эксперт. В частности, в законе креативные индустрии определены как деятельность по созданию, продвижению и распространению креативного продукта, тогда как сгруппированные виды в основном покрывают этап создания (одно из исключений — киноиндустрия). По словам Евгения Куценко, в целом классификатор не различает креативные и сопутствующие индустрии, в ряде случаев неоправданно расширяет границы видов деятельности. «Наряду с доработкой классификатора важно параллельно внести в ОКВЭД целый набор новых видов работ, в том числе касающихся разработки видеоигр, различных видов дизайна, гастрономии, моды, деятельности стриминговых сервисов, продюсеров»,— добавляет эксперт.

«Проект перечня разработан в логике приказа Минкульта от 20 октября 2023 года без каких-либо существенных изменений, за исключением перегруппировки отдельных видов экономической деятельности»,— подчеркивает сотрудник экономического факультета МГУ Асия Бахтигараева. Притом в перечне, например, отсутствуют такие коды, как «Деятельность в области исполнительских искусств», «Деятельность вспомогательная, связанная с исполнительскими искусствами».

«Список — важная отправная точка для формирования креативного сектора,— полагает директор Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерина Черкес-заде.— Считаем целесообразным его дальнейшее расширение для максимального охвата сектора и его оперативного мониторинга. АСИ разработало и направило коллегам соответствующее предложение».

Отметим, что в Минэкономики обещают дополнить перечень после выработки согласованной позиции с экспертами и заинтересованными ведомствами. Может быть скорректирован и поставленный целевой показатель — осенью прошлого года вице-премьер Александр Новак говорил, что с учетом будущих корректировок в статистике и в формировании кодов ОКВЭД показатель доли творческих отраслей в ВВП может измениться.

Венера Петрова