Недавнее исследование учёных из Нью-Йоркского университета было посвящено древнейшей из сохранившихся монументальных скульптур в мире — египетскому Большому Сфинксу. Была подтверждена выдвинутая ранее гипотеза, что большую роль в его формировании сыграла природа. Сначала ветер создал скальное образование, обликом напоминающее лежащего льва, а уже потом древние строители обтесали его, придав ему вид мифического сфинкса.
Хотели быть поближе к божеству
Существуют гипотезы, что под лапами Большого Сфинкса скрыты потайные помещения. Об этом писал ещё древнегреческий историк Геродот, рассказывали коптские предания. А в ХХ веке возникла легенда, что там находится секретная комната, в которой спрятаны сокровища затонувшей Атлантиды.
Aif.ru попросил ведущего научного сотрудника Центра египтологических исследований РАН, члена Международной ассоциации египтологов Романа Орехова прокомментировать версию о тайных помещениях и сетях коридоров под знаменитой статуей.
«Нужно смотреть на Большого Сфинкса и оценивать его практично, — уверен учёный. — У погребального комплекса в Гизе была своя логика, и Сфинкс появился там вполне закономерно. Он был своего рода символом сакральности этого некрополя.
Египтяне оставили тексты, из которых следует, что статуя Сфинкса изображает покровителя этого комплекса, бога-творца. Он сам выбрал это место и теперь охраняет его. Для египтян бог-демиург, творец мироздания — это Атум. Сфинкс воплощает именно его. Кроме того, египетские цари часто изображали в образе сфинксов своих предков. А их первый предок, согласно мифологии, и был божеством, породившим этот мир. Так что тут всё сходится.
Архитектурный комплекс в Гизе задумывался, скорее всего, царём Хуфу (Хеопсом) — он первым построил там пирамиду. По периметру есть несколько каменоломен. Похоже на то, что по мере добычи камня территория освобождалась, и в одном месте специально оставили скалу, чтобы потом обработать её и придать форму Сфинкса.
Изначально у этой статуи не было никаких входов и выходов, скрытых помещений и подземных ходов. Но сейчас вокруг неё действительно полно дыр и всяких штолен. Это объяснимо: вокруг значимых, сакральных памятников всегда возникали подзахоронения. Люди выкапывали штольни и опускали туда гробы, считая, что, приблизившись к божеству, усопшие обретут лучшую долю в ином мире. Особенно это было характерно для позднего периода Древнего Египта.
Поэтому в Гизе очень много подземных пустот. Но они не связаны конкретно с Большим Сфинксом, они связаны с сакральностью этого места вообще».
«Проект века» для египтян
По мнению Романа Орехова, у погребального комплекса в Гизе есть загадка поважнее и поинтереснее Большого Сфинкса.
«Честно говоря, я не понимаю, почему все так привязались именно к Сфинксу. По своему исполнению этот памятник гораздо проще, чем те же пирамиды, которые потрясают и завораживают своими размерами, — обращает он внимание. — Сфинкс не такой большой по сравнению с ними. Главная загадка связана именно с пирамидами: как они строились? Вот это до сих пор тайна.
Если честно, все эти варианты с насыпями и машинами, о чём писал ещё Геродот, не объясняют всей фантастичности строительного проекта. На мой взгляд, для древних египтян он стал своего рода «проектом века».
Сейчас уже точно установлено, что каменные блоки не волочили из каменоломен по песку, как считалось раньше. Их доставляли по воде, используя разливы Нила: у плато Гиза был построен целый портовый комплекс с каналами, дамбами и запрудами. Древние египтяне научились управлять огромными массами воды, отводя их во время половодий. У них были навыки кораблевождения, которые позволяли им перевозить огромные массы камня, что позже делали греки и римляне.
Но вот как они укладывали эти огромные блоки? Письменных свидетельств не осталось, здесь остаётся только додумывать».