Соцконтрактам унифицируют контакт

Минтруд предлагает переопределить категорию их участников

Минтруд предлагает унифицировать подход к заключению социальных контрактов с малоимущими россиянами и сделать его схожим с процедурой проверки нуждаемости при начислении выплат на детей от трех до семи лет. Это, по мнению ведомства, позволит избежать существующей сейчас региональной дифференциации и следующей из нее «разрозненности определения права на получение помощи» для россиян.

Минтруд предлагает наделить правительство правом устанавливать основные требования к порядку и условиям оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. Они, по мнению ведомства, могли бы быть аналогичны тем, которые уже используются при начислении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет. Проект постановления правительства об этом был опубликован ведомством на прошлой неделе на regulation.gov.ru.

Социальный контракт, один из инструментов помощи малообеспеченным семьям, формально существует в РФ с 1999 года, однако начал использоваться органами соцзащиты относительно часто только в последние годы.

Процедура заключения соцконтракта начинается с определения уровня дохода заявителя — он рассчитывается как сумма доходов всех членов домохозяйства его проживания (всех зарегистрированных в квартире граждан, включая взрослых родственников). При этом перечень учитываемых доходов такого домохозяйства устанавливается на уровне каждого конкретного региона, что, как указывает Минтруд в сводном отчете к проекту документа, приводит к «разрозненности определения права на получение различной помощи».

По мнению ведомства, необходимо унифицировать процедуру определения права на заключение социального контракта, перейдя к подходу, который уже используется при назначении выплат малоимущим на детей.

В этом случае, напомним, для расчета среднедушевого дохода члена семьи используется ее более «узкое» определение — под семьей понимаются только заявитель, его супруг или супруга, несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под опекой, а также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются по очной форме. Аналогичным образом Минтруд предлагает поступить и с перечнем видов доходов и оценкой имущественной обеспеченности семьи в целом. Кроме того, ведомство не планирует распространять на соцконтракты требование наличия дохода, дав россиянам, которые не имели в прошлом заработка, равное право заключить такие соглашения (см. также “Ъ” от 16 мая). При этом Минтруд предлагает не менять расчетный период для социального контракта и продолжать учитывать доходы заявителей за три месяца, а не за весь год (как при назначении детских выплат).

Читать также:  ЦБ Казахстана снизил ставку с 16,75% до 16,5% годовых

Как на заседании президиума Госсовета обсуждали социальную поддержку

Отметим, что при переходе на более «узкое» определение понятия семьи при заключении социального контракта число потенциальных участников таких отношений с государством, скорее всего, вырастет — впрочем, в масштабах числа бедных в РФ их распространение, вероятно, останется небольшим. По данным Минтруда, за первый квартал 2022 года было заключено 73,8 тыс. соцконтрактов — наиболее востребованным является контракт на открытие ИП (24,5 тыс. соцконтрактов, или 33%). В то же время, по данным Росстата, по итогам 2021 года в России за чертой бедности проживало 16,1 млн человек.

В то же время дальнейшее распространение в сфере государственной помощи подхода к определению семьи, принятого для «детских» выплат, может свидетельствовать о том, что правительство неформально определилось с этим важнейшим для социальной политики категориальным понятием. Вероятно, оно было выбрано по итогам пилотного проекта Федеральной налоговой службы (ФНС) — он стартовал в марте 2021 года и ставил своей целью разработать механизмы формирования реестров семей и домохозяйств и оценки их доходов.

Анастасия Мануйлова