Психолог Екушевская: плохое поведение ребенка может быть сигналом для смены школу
Постоянные жалобы на здоровье, низкая успеваемость и даже плохое поведение могут быть сигналами того, что ребенку не подходит его школа или школьный формат обучения в принципе. Об этом «Газете.Ru» рассказала психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская.
По словам эксперта, самый явный сигнал о том, что ребенку пора сменить школу – его полное нежелание идти на учебу.
«Однако не всегда причина видна так явно. Так, звоночками могут быть проблемы со здоровьем, когда ребенок по утрам жалуется на головные боли, боль в животе и поднимающуюся температуру. И дело не в том, что он симулирует. На фоне стресса это становится реальными симптомами. Также могут проявиться проблемы с аппетитом и сном, включая ночные кошмары и пробуждения посреди ночи», – сообщила психолог.
Наиболее ярким проявлением дискомфорта ребенка в школе также может быть изменение поведения и эмоционального состояния. Ребенок, который обычно жизнерадостный и активный, может стать угрюмым, апатичным и раздражительным. Нередко это сопровождается снижением учебной мотивации и академической успеваемости.
«Иногда, испытывая дискомфорт в школе, ребенок начинает выражать агрессию или неповиновение, плохо себя вести. Это может быть его способом сказать, что с ним что-то не так, но он не может выразить это словами. Также это может быть результатом ощущения бессилия перед сложной ситуацией», – констатировала Анастасия Екушевская.
Она отметила, что у такого поведения всегда есть весомые причины: дисконнект с учителями, буллинг, убеждение в том, что школа дает что-то старое и неактуальное.
«Более того, ребенок сам по себе может быть робким и стеснительным и коллективный формат ему попросту не подходит, он не может в полной мере проявить себя от чего и страдают, например, его оценки. А еще есть дети, которым нужно больше времени для усвоения программы, однако такую роскошь в школе представить не могут», – объяснила эксперт.
Психолог рекомендовала, если родители заметили, что ребенок испытывает дискомфорт в школе, важно не игнорировать эти сигналы. Стоит обсудить проблему с ребенком, проконсультироваться с профессионалами – психологами, педагогами, нейропсихологами, а также поделиться своими наблюдениями с учителями и администрацией школой. Ребенку также нужно помочь найти способ справиться со стрессом и негативными эмоциями, помогать ему отдыхать и восстанавливаться. Если ничего из этого не работает, стоит задуматься об альтернативе: другой школе или формате обучения.
«Важно поддерживать ребенка, уважать его чувства и нужды и работать над проблемой вместе с ним. И помните, что иногда лучше сменить школу, чем пытаться защищаться и вступать в конфликты. Это может привести к физическим и эмоциональным последствиям, которые негативно повлияют в первую очередь на ребенка и учебный процесс. Поэтому важно найти новый коллектив, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно», – заключила Екушевская.
Она добавила, при рассмотрении в качестве альтернативы домашнего обучения стоит помнить, что такой формат подходит не всем и ориентироваться нужно только на возможности ребенка. Дело в том, что хоумскуллинг требует большей дисциплины и самоорганизованности, но в последствии может развить эти качества.
«Обычно домашнее обучение подходит талантливым детям, сильно опережающим школьный образовательный трек, семьям, регулярно путешествующие по всему миру, а также семьям с детьми, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу», – заключила эксперт.
Ранее дерматовенеролог объяснила, с какого возраста можно посещать косметолога подросткам.