На страже технологической безопасности. Как развивают науку ЗАТО России

В Москве состоялся круглый стол о развитии закрытых административных территорий, который провел Дискуссионный клуб ECUMENE.

Закрытые города — это особые территориальные единицы на карте России. В стране их насчитывается 42. Говоря научным языком, ЗАТО — это закрытое административно-территориальное образование, на территории которого расположены какие-либо промышленные предприятия, связанные с атомной или оборонной промышленностями. Если же рассуждать о ЗАТО в глобальном смысле, то они являются средоточением уникальных научно-технологических компетенций, интеллектуального и человеческого капитала страны.

«Это форпосты России в прямом и переносном смыслах, это развитие, оборона, технологическая независимость, — уверен программный директор Ecumene Сергей Рыбаков. — Есть атомные города, есть города космические, есть наукограды или иные центры высоких технологий, военных и гражданских. Именно в них надежда нашей страны на то, чтобы вернуть себе глобальное научно-технологическое лидерство. Именно ЗАТО становятся основой обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета нашего государства».

На круглом столе ученые и эксперты обсудили роль ЗАТО в развитии научно-технологического потенциала страны, обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета государства.

Необходима модернизация закрытых городов

ЗАТО наименее подвержены влиянию времени, большинству из закрытых городов удалось сохранить очень высокий уровень научно-технологических компетенций, по словам научного руководителя Национального центра физики и математики академика РАН Александра Сергеева.

«Сегодня, когда на ЗАТО ложится задача укрепления технологического суверенитета страны, надо обращаться к этим компетенциям и развивать ЗАТО в современном образе, — отметил Сергеев. — Есть необходимость модернизировать существующую базу, создать новые научные заделы, подготовить новые кадры и обеспечить их новой современной развитой территорией. Для решения этих задач в Сарове в конце 2020 года была предложена идея создания Национального центра физики и математики как спутника, который работает рядом с закрытой частью города в более открытом режиме, в котором комфортно работать и молодым ребятам со всей страны, и ученым с мировым именем на новой уникальной научной базе в условиях современной социальной инфраструктуры. В другом атомном городе, Снежинске, также меняется подход к развитию территории — в ноябре будет презентация программы “Новый Снежинск”. Это комплементарный проект НЦФМ».

Требуется системный подход к безопасности

Возможна ли модернизация без решения кадровых вопросов или вопросов безопасности? Разумеется, нет. Именно поэтому председатель Ассоциации ЗАТО Сергей Ермоленко подчеркивает, что важно обсуждать проблематику развития ЗАТО с разными уровнями власти.

«В регионах не хватает врачей, преподавателей, — приводит примеры Ермоленко. — Мы сейчас уточняем в профильных министерствах, сколько выпускников вузов направлено в ЗАТО. Только в восьми ЗАТО есть образовательные учреждения: 10 учреждений среднего профессионального и 5 учреждений высшего; в остальных ЗАТО, увы, нет. Актуально проведение научного мониторинга, изучение кадровой потребности, нужен госзаказ для ЗАТО, чтобы все наши учреждения работали с полном штатом кадров. Важно направлять студентов-выпускников, обучающихся на бюджетной основе, для работы в ЗАТО; формирование специальных групп в вузах по направлениям работы ЗАТО».

Глава городского округа Звездный городок Евгений Баришевский рассказал, что необходимо обобщить и сделать подход к развитию этих территорий единым. ЗАТО — это ведь не только про невозможность попасть в город.

«Безопасность должна быть умной, оцифрованной для того, чтобы те, кто имеет согласования, получали бы их в автоматическом режиме, — говорит он. — А к стратегии развития, о которой говорили сегодня коллеги, подход должен быть трехсторонний: ее обычно пишет муниципалитет, согласует госкорпорация, а где же регион? Я представляю не только космическую отрасль как мэр ЗАТО Звёздный городок, но и Московскую область. Чтобы отрегулировать все насущные вопросы, мы сделали трехстороннюю комиссию, куда входит секретарь Госкорпорации “Роскосмос”, представители Московской области и нашего муниципалитета. На нее выносим самые актуальные вопросы повестки: имущественные, ресурсные вопросы, вопросы госповестки, то, что не можем решить на нашем уровне. Здесь важен системный подход для руководства территорией, о котором уже не раз говорил губернатор Андрей Воробьев».

«У “КП” богатая история, связанная с наукой, — отметила генеральный директор и главный редактор Медиагруппы “Комсомольская правда” Олеся Носова. — Наши легендарные журналисты Ярослав Голованов, Василий Песков, Владимир Губарев много писали о достижениях и проблемах научного сообщества. И сегодня одна из важных задач, стоящих перед нашей Медиагруппой, — популяризация отечественной науки. Мы считаем, что это крайне необходимо. И самое главное — нам есть о чем писать и говорить. В мире российской науки происходит немало любопытного, что будет интересно нашему читателю. Таким образом, мы вполне можем составить тандем: ученые рассказывают и показывают, а мы красиво и талантливо “упаковываем” их достижения для широкой аудитории».

Пример для наукоградов

Как считает первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию, профессор РАН Александр Мажуга, наукоградам можно брать пример с ЗАТО.

«Мы говорим о важности территории с высоким научно-технологическим потенциалом. Это могут быть ЗАТО, наукограды, территория Сириус, Иннополис и другие. Все эти территории развиваются по-разному, — отмечает Мажуга. — Мы понимаем, что финансовая поддержка, например, наукоградов недостаточна, но хочу отметить, что часто мы не видим стратегию развития этих агломераций в вопросах взаимодействия с регионом, с технологическими компаниями, с молодыми людьми. В ряде ЗАТО часть задач, связанных с финансированием, лежит на региональном уровне, но по масштабу решаемых задач — уровень точно федеральный. Хочу привести в пример РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове: здесь есть сильное производство, есть экспериментальные установки класса мегасайенс, здесь создается образовательная инфраструктура».

По словам эксперта, наукоградам где-то надо брать пример с ЗАТО. Надо концентрировать на этих территориях ресурсы, меры поддержки разных федеральных программ. ЗАТО сегодня выходит за свой традиционный функционал, грани между разными территориями стираются. Возможно, нам нужно сделать дополнения, в том числе и в федеральном законодательстве — для концентрации усилий и кооперацию, в том числе, межведомственную.

Читать также:  Чем отличаются драгоценные камни от полудрагоценных?

Вузы как перспективные работодатели

«Что принципиально нового в нашей стране? — спрашивает генеральный директор Фонда НТИ Вадим Медведев и тут же отвечает: — Мы ставим на первое место человека. Надо понимать, что Россия идет по пути создания крупных научных установок и ряда других высокотехнологичных проектов в разных регионах страны. Но любой проект начинает жить, когда появляется человек, который работает над этим проектом. Это, в первую очередь, ученые, инженеры и их семьи. Современный мир человека должен рассматриваться в комплексе. Наш президент отмечает важность развития территорий с высоким технологическим потенциалом. Главная ценность — люди, а не статус территории. Сегодня большие усилия прилагают органы госуправления, и, конечно, нужна актуальная научно-технологическая политика, направленная на развитие этих территорий с потенциально высоким статусом. Важно посмотреть, как в целом построить новую систему управления научно-технологическом комплексом страны на федеральном, региональном и городском уровнях страны».

Особое внимание на кадровой проблеме заострила президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов юга России Марина Боровская. «Как председатель Совета ректоров вузов Юга России могу ответить, что у нашей научно-исследовательской команды есть опыт решений в сфере пространственного планирования, и развития университетов в регионах — это ценность, которую в проектах развития ЗАТО нужно иметь в виду, — подчеркнула Боровская. — За последние годы сами вузы и научные организации сами стали перспективными работодателями для выпускников, по нашим данным, около 9% выпускников приходят на работу в науку и образование. Необходимо развивать в студентах высокую мотивацию в профессиональном развитии и сопричастность в тех профессиональных задачах, которые предстоит решать. 40% молодых людей именно после практики в рамках своей образовательной программы начинают понимать задачи своего партнера, бизнеса и чувствовать себя сопричастным. Но надо говорить не только о сохранении кадров, но и о том, чтобы сделать молодых людей партнерами и участниками этих проектов. Также, развивая научно-технологическое партнерство, очень важно хорошо знать государственные программы и уметь использовать их возможности и механизмы, и использовать в региональной и территориальной повестке. Особенно сложности в этом смысле возникают в малых городах, где нет таких специалистов и где не знают, как эти инструменты применять».

Эксперт предложила рассмотреть механизм сетевого партнерства для реализации проектов в поддержку бизнеса в регионах. Необходимо включать молодежь в госпрограммы и реализовать их на конкретных территориях, а бизнесу перейти с модели b2c на b2b.

«Это модель позволяет нам решать конкретные задачи территории, особенно для малых и средних городов России, готовить в университетах необходимых специалистов. Большой потенциал в этом смысле имеют 40 закрытых городов и наукограды», — заключила эксперт.

Саров как особый форпост

Присутствующие рассказали подробнее об истории Сарова. Город был создан в 1946 года постановлением Правительства СССР; эта территория была выбрана для реализации атомного проекта. В 1952 году по инициативе академиков Харитона и Зельдовича был создан саровский филиал МИФИ. А в 1991 году создан физико-технический факультет по модели Капицы, когда специальные дисциплины преподают специалисты-практики с предприятий и студенты проходят практики на новейшем оборудовании.

«НИЯУ МИФИ сегодня признанный лидер инженерного образования не только в России, — отметила руководитель Саровского филиалы НИЯУ МИФИ Анна Сироткина. — По последнему рейтингу занимает 6-е место в мире по ядерному образованию и первое в России. СарФТИ НИЯУ МИФИ активно сотрудничает с Росатомом, с городом Саровом и градообразующим предприятием. У нас получилось добиться привлечения абитуриентов из разных городов и областей в закрытый город Саров. У нас обучаются ребята из 33 областей России, а средний балл ЕГЭ поступивших к нам в этом году 217.5 — существенно выше среднего по России. Наши студенты — победители разных олимпиад, конференций, интеллектуальных состязаний — нам есть чем гордиться».

Аспирант МГУ Саров Максим Вялков работает в Сарове. Когда-то его привлекла романтика создания новой точки на карте мировой науки — Национального центра физики и математики.

«Когда я учился на физфаке МГУ, Росатом объявил о наборе первопроходцев для этой трудной миссии, и я понял, что место меня зовет, — сказал он. — Саров не закрытый, а скорее, защищенный город. Защищенность — это позитивный фактор и вместе с тем привлекательный. Уверен, с развитием цифровизации Саров может стать центром не только для людей науки, но и людей творчества, людей которым нужна гармония и удовлетворение от жизни. Наука в ЗАТО позволяет заманивать людей уникальных, талантливых и амбициозных».

«Когда мы в нашем студенческом научном обществе МГУ Саров обсуждали развитие кадрового потенциала для Национального центра физики и математики, очевидным стало решение идти в закрытые города, где высокая плотность естественно-научного образования, где большинство родителей работают на предприятиях госкорпорации и мотивированы на то, чтобы их дети тоже работали в госкорпорации, — рассказала студентка 2 курса МГУ Саров, председатель Студенческого научного сообщества МГУ Саров Виталия Кулешова. — И это полностью зона ответственности находящихся там научных центров. Мы решили создать на базе одного из лицеев центр дополнительного образования для школьников. Даем им навыки исследовательской, проектной, командной работы, профориентации на научные, современные командные проекты, которые уже идут. Только студент может рассказать школьнику простым, доступным и ярким языком чуть больше школьной программы. Мы очень надеемся, что этих звездочек подхватят мэтры нашей науки и обязательно докуют до бриллиантов».