Мониторинг мировой экономики
Доля Китая в российской торговле по итогам десяти месяцев 2023 года составила 32% — такая оценка приводится в обзоре Института Гайдара (ИЭП). На основе данных китайской таможни в ИЭП рассчитали, что доля КНР в российском импорте за этот период составила 41%, в экспорте — 26%. В январе—октябре китайский экспорт в РФ в денежном выражении составил $90,1 млрд (рост на 51% к тому же периоду 2022-го), $54,9 млрд из этой суммы пришлись на ввезенные в РФ машины, оборудование и транспортные средства.
По итогам всего года товарооборот с КНР может достичь $225 млрд, что на 22% выше показателя 2022 года и на 60% — 2021-го. Напомним, Москва и Пекин рассчитывали нарастить двустороннюю торговлю до $200 млрд к 2024 году — данные ИЭП, как и представленная ранее китайской таможней статистика (см. “Ъ” от 8 декабря), указывают на то, что этот план выполнен досрочно. Отметим, что дорожная карта, в которой был обозначен этот порог, была принята еще до начала военной операции РФ на Украине.
Для Китая Россия остается куда менее значимым торговым партнером, напоминают в ИЭП: ее доля в товарообороте КНР в январе—октябре 2023 года составила лишь 3,9%: на российские товары пришлось 5,1% импорта в Китай, поставки на российский рынок сбыта составили 3,3% его экспорта. Импорт российских товаров в январе—октябре составил $106,3 млрд (на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года). $81,8 млрд из них — это топливо, ставшее основным драйвером роста поставок в Китай после переориентации российского экспорта. Доля РФ в общем объеме китайского импорта топлива увеличилась за десять месяцев до 18,4% (на 2,3 пункта к тому же периоду 2022 года).
Ключевыми же торговыми партнерами Китая остаются страны, которые РФ считает «недружественными»,— это прежде всего государства ЕС (13,2% в товарообороте КНР) и США (11,2%). В ИЭП напоминают: учитывая их доли в китайской торговле и тот факт, что заместить сырьевые товары проще, чем промышленные, можно говорить о том, что зависимость Китая от «недружественных» РФ стран значительно превосходит его зависимость от Москвы. «Это повышает возможности использования вторичных санкций для ограничения взаимной торговли Китая и России, особенно в случае санкций против отдельных компаний»,— заключают авторы обзора.