«Вселенский плач» поднялся в одной популярной стране после попытки отлучить туроператоров, гидов и прочих участников туристического бизнеса от «кормушки» шопинг-экскурсий. Случилось это в Малайзии, где местный «главный по туризму» решил объявить под запрет экскурсии, на которых туриста, едва показав ему одну-две достопримечательности, завозили надолго в «прикормленные» торговые центры и магазины, где их «доили» по полной программе. Предпринято это было после многочисленных жалоб туристов — однако за «шопперов» вступились местные туроператоры, которые на комиссионных от такого шоппинга зарабатывают немалые деньги.
Отметим, что практика шоп-экскурсий, где «туриста надо доить по полной» — поистине интернациональна. Абсолютно такая же проблема стоит перед российскими туристами в Турции, Египте и Таиланде — вместо нормальных экскурсий им всё время навязывают шоппинг, причем не только уличные экскурсионные бюро, но и сами российские туроператоры. То, что с этой безудержной алчностью хоть где-то попытались бороться — по-своему хороший знак.
В Малайзии всё началось с заявления министра туризма, искусства и культуры Датука Сери Тионг Кинг Синга, в котором он недвусмысленно озвучил, что туристическим операторам больше не будет разрешено принудительно отправлять туристов по шоп-маршрутам. «Маршруты, которые включают только одну или две достопримечательности, за которыми следуют магазины, будут запрещены. Туристов необходимо доставлять к достопримечательностям, когда они посещают страну», — заявил министр. Он также уточнил, что мера была принята после огромного количества жалоб от туристов.
В итоге последовал «жалобный хор», так и пишет малазийская пресса, ассоциаций розничных продавцов, обратившихся к правительству с просьбой разрешить посещение магазинов в туристических маршрутах. К нему присоединилась и Малайзийская ассоциация туроператоров и турагентов (Matta). Её президент Датук Тан Кок Лян сказал, что шоппинг «не следует исключать из маршрутов», если туроператоры или гиды не принуждают и не эксплуатируют туристов, чтобы они тратили свои деньги в определенных местах. Он подчеркнул, что ассоциация разделяет опасения министра по поводу «туров с нулевой стоимостью», в ходе которых туристов завозят в магазины и буквально заставляют приобретать товар, и других явно мошеннических ходов. Но шопинг, по его словам, остается одним из ключевых компонентов для иностранных туристов, посещающих страну. Причем Малайзии туристический траты идут только на пользу — добавил г-н Тан. «Расходы иностранных туристов на покупки составили 33% от общей суммы поступлений от туризма в размере 86,1 млрд ринггитов, полученных страной в 2019 году. Популярные товары для покупок, такие как изделия ручной работы, сувениры, продукты питания, косметика, одежда и одежда, удержали на плаву многие торговые точки, а также небольшие кустарные предприятия. Большинство туристов хотели бы что-нибудь купить по возвращении на родину», — заявил он.
Также за спасение шоп-туров высказалась Ассоциация туризма Куала-Лумпура (BBKLCC) и шесть ассоциаций розничных продавцов. Они в совместном заявлении призвали правительство продолжать разрешать включение покупок в маршруты поездок до тех пор, пока туристы не будут принуждаться посещать назначенные магазины.
«Отрицательный туристический опыт на некоторых экскурсионных остановках можно решить путем усиления правоприменения, угрозы отзыва лицензии турагента и наличия черного списка магазинов. При этом привлечение туристов за покупками в торговый центр или торговый центр, а не в конкретные магазины, должно быть разрешено и даже поощряться», — заявляют защитники шоппинг-туров.
Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Диетолог перечислил смертельные болезни, которые предотвращает употребление кофе».