Одним из основных инструментов стимулирования бизнеса является такая форма маркетинговой активности как программа лояльности. Это своего рода план поощрений постоянных клиентов компании. В отличие от дисконтной программы, при которой скидки предоставляются на остатки товаров, бонусная система kilbil, покупатель в течение определенного времени накапливает бонусные баллы и имеет возможность потратить их на приобретение продукции компании.
Основной целью программы лояльности является повышение мотивации клиента. Кроме того, программа лояльность может стимулировать различные интересы клиентов компании (например, связанные с переходом к конкурентам).
В рамках программы лояльность также формируется ряд привилегий для клиентов, которые способствуют достижению высоких показателей при ведении бизнеса (повышение продаж, увеличение количества сделок).
Эволюция системы лояльности в России
С середины 90-х годов XX века в России идут активные эксперименты по внедрению элементов программ лояльности. В 2002 году в России насчитывалось около 100 тысяч магазинов, в которых клиенты могли получить дисконтные карты с начислением бонусов. Ежегодный оборот этих магазинов составлял порядка 3 млрд. рублей.
В апреле 2003 года состоялось открытие первых финансовых компаний на основе программ лояльностей, а также начали появляться предложения по выплате процента с каждой покупки. В целом можно утверждать, что с 2004 года на российском рынке начали появляться первые программы лояльностей. Наибольший интерес со стороны клиентов вызывает возможность предъявления накопленных баллов для получения скидок и подарков.
Основные отличия и особенности работы программы лояльности
Действующим законодательством программа лояльностей не описана в полной мере. В результате в деятельности многих предприятий возникают проблемы с учетом количества потраченных клиентом средств на товары и скидки.
Так в конце 2005 года ФАС России разъяснила, что единственной мерой по реализации дисконтов является установление торговой наценки, в том числе путем применения скидок на товарную группу.
Некоторые специализированные компании предлагают свои услуги по разработке и внедрению программ лояльность, которые являются инновационными системами, соответствуют новым тенденциям развития индустрии.