Мониторинг деловой активности
Малый и средний бизнес в феврале вновь демонстрировал рекордные уровни оптимизма, свидетельствуют данные индекса RSBI (рассчитывается ПСБ, «Опорой России» и Magram Market Research по итогам опроса 1,8 тыс. компаний). В феврале показатель составил 57 пунктов. Выше он был только в июле 2023 года, до повышения ставки ЦБ,— 57,1 пункта), в январе — 55,8 пункта. Наибольший вклад в самочувствие бизнеса обеспечила компонента продаж, обновившая почти пятилетний рекорд (51,9 пункта) за счет ожиданий (два года они были в основном в отрицательной зоне). Высокие результаты поддерживаются ожиданиями роста выручки — его ждут 37% МСП, сокращения — 14%.
Фактическая же ситуация с выручкой ухудшается — о спаде продаж сообщили 34% МСП (как в январе), о росте — 18% (20%). При этом компании в феврале нарастили инвестиции — рост с 22% до 25%, увеличилась доля тех, кто планирует расширять бизнес,— с 31% до 35% (исторический максимум). Инвестожидания и сохраняющийся дефицит рабочих рук обеспечили рост кадровой компоненты: предприниматели стремятся удержать сотрудников — сокращения были у 15% компаний (минимум с мая 2022 года), расширить штат смогли 14% МСП против 12% в январе, еще 31% рассчитывает привлечь новых сотрудников (28% месяцем ранее).
На фактическую ситуацию с инвестициями и наймом будут влиять потребительская активность и доступность кредитов. Пока кредитная компонента снижается из-за высоких ставок. В феврале займы одобрили 15% предпринимателей (12% в январе), уже имели кредит 14% МСП (12%). До 11% вырос неудовлетворенный спрос: 8% — из-за отказа, 3% даже не подавали заявку из-за неуверенности в одобрении. «При сохранении высокой ключевой ставки вопрос доступности кредитования предпринимателей как на оборотные, так и на инвестиционные цели будет приобретать большую актуальность и оказывать негативное влияние на деловую активность»,— говорит вице-президент ПСБ Кирилл Тихонов.
Оценки деловой активности росли наибольшими темпами в производстве из-за улучшения сбыта, более сдержанными — в торговле и услугах из-за снижения потребактивности. В зависимости от размеров МСП лучшие показатели у микро- и малого бизнеса из-за ожиданий будущих продаж. В среднем бизнесе темпы роста деловой активности снизились из-за сложностей с кредитованием и наймом.